Захириддин Мухаммад Бабур

Захириддин Мухаммад Бабур

Бабур (псевдоним) полное имя - Захириддин Мухаммад ибн Умаршайх Мирза. 14 февраля 1483-26 декабря 1530) - крупный представитель узбекской классической литературы, поэт, историк, географ, государственный деятель, талантливый военачальник, основатель династии Бабуридов, потомок Эмира Тимура, ставшего тимуридским царем. Бабур был одной из великих фигур своего времени. Его стихи, рубаи, в свое время и до сих пор читают с любовью. Имел 6 жен. Биби Мубарака, Мохимбегим, Зайнаб Султан Бегим, Аиша Султан Бегим, Масума Султан Бегим и Салиха Султан Бегим.

undefined

Жизнь и творчество:
Отец Бабура – Умаршайх Мирза был правителем Ферганской области, мать–Кутлуг Нигорханим была дочерью монгольского хана и Ташкентского правителя Юнус-хана. Бабур был потомком Мираншаха Мирзы, третьего сына Амира Темура по отцовской линии, а Хизр Ходжахан, сын Туглука темурхана по материнской линии, был его седьмым потомком.

Со стороны отца:

  1. Амир Тимур караган (1336-1405)
  2. Мирза Шах (1366-1408)
  3. Султан Мухаммед Мирза (1408-1449)
  4. Султан Абу Саид кораган (1424-1469)
  5. Умаршайх Мирза Кураган (1456-1494)
  6. Бабур (1483-1530)


Со стороны матери:

  1. Туглук Темур-Хан (1329-1362)
  2. Хизр Ходжа (1358-1399)
  3. Мухаммад-Хан (? – 1416)
  4. Шаралихан (не взошел на трон)
  5. Увайс-Хан (1418-1425)
  6. Юнус-Хан (1468-1487)
  7. Дочь Юнус-хана Кутлуг Нигорханим (1457-1504)
  8. Бабур (1483-1530)

Мать Бабура была образованной и мудрой женщиной, которая активно помогала Бабуру в делах управления властью, сопровождала его в его военных кампаниях. Семья умаршайха Мирзы жила в арке столицы Андижана. Губернатор проводил летние месяцы на берегу Сырдарьи, в Ахси, а остальное время года-в Андижане. Юность Бабура прошла в Андижане. Бабур, как и все тимуридские князья, является специальным воспитателем, великим фараоном-он под наставничеством ученых изучает военное образование, Фикх, арабский и персидский языки, читает много исторических и литературных произведений, начинает интересоваться наукой, поэзией. За храбрость и отвагу с юных лет получил прозвище „Бабур“ („Лев“).

Бабур идет по стопам своего отца, преданного знаменитому суфию – Ходже Ахруру, и взрослеет в духе его секты, оставаясь верным этой вере до конца своей жизни. Позже, в "бабурноме", Бабур отмечает, что дух Ходжи Ахрара не раз спасал его от неминуемой гибели, болезней и беспомощности, руководствуясь в самых суровых условиях. После безвременной трагической гибели своего отца в Ахси в возрасте 39 лет старший ребенок семьи, 12-летний Бабур, становится наследным принцем (июнь 1494 г.).

Борьба за трон Мавераннахра
В конце пятнадцатого века Мавераннахр распался на множество провинций, которые стали почти независимыми, во главе с враждующими тимуридскими князьями или собственнической знатью. Борьба за трон Мавераннахра была в самом разгаре, разворачивались различные политические интриги. Вдобавок к этому несколько Беков и правителей, подчинявшихся Умаршайху Мирзе, отказываются подчиняться молодому правителю (Бабуру). Некоторые из них выступают за братьев Бабура, некоторые претендуют на независимость, другие соперничают с Бабуром, другие присоединяются к своим дядям, дядям, что ставит его на долю физической потери. Вместе со своим дядей и дядей султаном Ахмад-Мирзой Султан Махмуд-Хан в первые 2-3 года правления Бабур, отразивший нападения, предпринимает такие важные меры, как укрепление своего положения, улучшение взаимодействия с Беком и чиновниками, наведение порядка в армии, установление дисциплины в государственных делах. Первоначальная политическая цель Бабура заключалась в захвате столицы государства Амира Темура, стратегически и географически важного Самарканда, а также в сохранении, укреплении и восстановлении могущественного государства с центром в Мавераннахре, а также в восстановлении царства Амира Темура.

Завоевание Бабуром Андижана
В это время на короткий срок на трон Самарканда взошел третий правитель. Вступив на престол после смерти султана Ахмада Мирзы (июль 1494 г.), султан Махмуд Мирза не управлял государством в Самарканде более 5-6 месяцев-он умер в возрасте 43 лет после непродолжительной болезни. Ему наследовал его сын Байсунгур, который стал правителем Бухары. В 1495-1496 годах Бабур совершает два неудачных похода на Самарканд. Осенью 1497 года он захватывает несколько мест вокруг Самарканда и после 7-месячной осады Самарканд, Байсунгур бежит в Кундуз. Город переживал невероятно тяжелые времена из-за осады. Даже экологическое зерно было трудно найти. Бабур столкнулся с большими трудностями в снабжении армии. Некоторые из наваррцев бежали в Андижан и Аксай. Кроме того, некоторые Беки, оставшиеся в Андижане, отвернулись от Бабура и перешли на сторону его брата Джахангира Мирзы. Бабур, разочарованный Андижаном и испытывающий экономические трудности, а также тяжелую болезнь, решает покинуть Самарканд после ста дней пребывания в должности, но когда он достигает Ходжента, он слышит, что Андижан также вышел из-под контроля и перешел в руки противников. Попытка Бабура при поддержке Ташкентского правителя, своего дяди Махмуд-хана, вновь захватить Андижан не увенчалась успехом. Эта неудача негативно сказывается на Армии Бабура, и многие Беки, Наварры (700-800 человек) покидают Бабура. Бабур, оставшийся с верными ему людьми (200-300), пробыв некоторое время в Худжанде, прибыл в Ташкент — к Махмуд-хану и начал составлять план отвоевания Андижана. По истечении определенного срока Бабур возвращается в Ходжент, вскоре захватывает Маргилан и предпринимает действия по захвату Андижана. Наконец, через 2 года (июнь 1498 г.) он снова захватывает его. Бабур заключает перемирие со своим братом Джахангиром Мирзой, оставляя в его распоряжении“ провинции Аксыйской стороны Ходжентской воды", а также провинции Андижанской стороны.

Действия по захвату Самарканда
В разгар междоусобных войн Тимуридов Шейбани-хан начинает завоевание Мавераннахра. 1499 г. он идет через Джизак и Самарканд до Карши и Шахрисабза, возвращаясь с большой добычей в степи кипчаков. Вскоре после этого Шейбани-хан, вернувшийся с большими силами в Мавераннахр, захватывает Бухару и Каракалпакстан (1499 г.), Султан Али Мирза калтабин без боя передает Самарканд Шейбани-хану (1500 г.), однако определенная часть горожан и знати выступала за восстановление власти тимуридов. Они направили письмо Ферганскому правителю Бабуру, в котором призывали к оккупации Самарканда. Когда Бабур со своим войском (240 человек) поздней осенью 1500 года прибыл в Самарканд, жители вышли к нему пешвой и открыли ворота города. 600 солдат, оставленных Шейбани-ханом для защиты города, будут уничтожены. Шейбани-хан отступает в Бухару. За короткое время все районы Самарканда, города Карши и Гузар признали власть Бабура, но в городе закончились запасы продовольствия и начался голод. Узнав об этом, Шейбани-хан собрал большие силы и снова начал поход на Самарканд. В апреле 1501 года в битве у села Сарипул на берегу Зарафшана войска Бабура потерпели поражение. Бабур отступает в Самарканд. Город снова осаждают, и он длится четыре месяца. Осажденные горожане иссякают от голода, Бабур во 2-й половине 1501 года в отчаянии покидает Самарканд и направляется в Ташкент, к Махмуд-хану.

Династии Тимуридов, Бабуридов и Шайбанидов
Абулхайр-хан, дед Шейбани-хана, способствовал приходу к власти Абу Саида, деда Бабура, в 1451 году в государстве тимуридов. В то же время дочь Абулхайр-хана вышла замуж за Хонзада Абу Саида. Его внук от дочери был похоронен в мавзолее семьи Тимуридов Гори Амир в Самарканде.

Узбекский хан абулхайрхан женился на дочери Улугбека Робии Султан-Бегим (ум.1485) в 1450 году. От их брака родились султаны суюнчходжахан, лавина и Белый Нос. Суюнчходжахан и Кучкунчихан пользовались большим авторитетом среди Шейбанидов и управляли Туркестаном, Ташкентом и Мавераннахром. Кочкунчхан Мухаммад правил государством Шейбанидов после смерти Шейбани-хана.

Двоюродная сестра Шейбани – хана Бабура, дочь Махмуд-хана, вышла замуж за Аишу султан-ханум, которая была известна как могул-ханум, и Хан был ее уважаемой женой до конца своей жизни. Другая двоюродная сестра Бабура, Кутлук ханум, была замужем за шейбаниз Джанибеком султаном.

В 1519 году Бабур отправляет рукопись своего поэтического сборника в Самарканд сыну Кучкунджихана, поэту Пулату султану Шейбани.

В 1520-х годах Бабур установил хорошие отношения с шайбанидами. Как отмечает сам Бабур, во время завоевания Индии в 1526-1527 годах на его стороне сражались узбекские полководцы – султаны: Касым Хусейн султан, бихуб султан, Тан Атмиш султан, а также Махмуд-хан нухани из Газипура, баба кашка, тулмиш Узбек, Курбан чахри.

В 1528 году Шайбаниды отправили послов к Бабуру, чтобы поздравить его с победой в Индии.

Отъезд из Мавераннахра
Бабур, усердно работая над защитой и сохранением тимуридского царства, в течение нескольких лет ведет непрекращающуюся борьбу с Шейбани-ханом, но не достигает своей цели в условиях тяжелого экономического кризиса и политической нестабильности, царившей в стране. В 1503 году объединенное войско Ташкентского хана Махмуд-хана, Бабура и калмыков было остановлено Шейбани-ханом на берегу Сырдарьи. Пока Бабур борется за трон Самарканда, Андижан захватывает Султан Ахмад Танбал. В 1501-1504 годах Бабур вел борьбу против султана Ахмада танбала, Мирзы Джахангира, за возвращение ферганских владений, которая закончилась неудачей. Народ, измученный непрекращающимися битвами и тяжелыми налогами Тимуридов, не поддержал Бабура, и он был вынужден покинуть Мавераннахр (июнь 1504 г.).

Захват Кабула
Бабур с Наваррой из 200-300 человек переправляется через Гиссарские горы в Афганистан, где, пользуясь внутренними раздорами, захватывает газу и Кабул. После взятия Кабула Бабур стремительно приступает к созданию независимого государства, наводит порядок в армии, устанавливает жесткую внутреннюю дисциплину. Кабул, как и Афганистан в целом, Бабур рассматривал как свою Землю, начав строительство, благоустройство, развитие ремесел и сельского хозяйства. Были организованы такие лагеря, как“ сады Шахроро „,“ сады Джаханоро „,“ Ортабог „,“ сады Вафо „и“ сады Бабур". Боло в черте города превратил замок Гиссар в свою резиденцию, отремонтировал его, построил новые здания и жил в этом замке со своей семьей. Здесь рождаются его дети Хумаюн, гулбаданбегим, Комрон и хиндол. Кутлуг Нигорханим Мирза Улугбек, умерший весной 1506 года, похоронен в построенном им здесь „саду Навруза“.

Бабур интенсивно действовал в Афганистане не как завоеватель, а как деятельный правитель, который стремился к процветанию и процветанию этой страны, страны. Он действовал справедливо и разумно в своих интересах. Благодаря своей практической деятельности в Афганистане Бабур приобрел большой авторитет во всем Хорасане и Мавераннахре как могущественный глава государства и полководец Музаффар, политическая жизнь в регионе поднялась на заметное место. Свидетельством такого высокого авторитета является то, что султан Хусейн Бойкара, среди всех тимуридских правителей, специально пригласил Бабура на совещание по вопросу совместных действий против растущего похода Шейбанидов. По этому предложению Бабур едет в Герат. Несмотря на внезапную смерть Хусейна Байкара (1506 г.), он едет в Герат и встречается и ведет переговоры с правителями Тимура. Планы тимуридских правителей объединиться и воспрепятствовать войскам Шейбани-хана провалились, и вскоре они потерпели одно поражение за другим, окончательно выведя царство из-под контроля.

В начале 1507 года Бабур начинает поход в Индию, но эта попытка проваливается, и он снова возвращается в столицу Кабул.

Бабур следит за политической ситуацией и военными действиями в Мавераннахре и Хорасане, постоянно держа свои войска в страхе. После захвата крупных центров Хорасана Шейбани-хан начинает поход на завоевание Ирана, но в ожесточенном конфликте с иранским царем Исмаилом Сефевидским (1510 г.) терпит поражение, сам погибает в Мерве. Шах Исмаил начинает наносить последовательный ущерб шайбанидам, вводя войска в Хорасан и Мавераннахр. Бабур, заключив военно-политический союз с шахом Исмаилом, весной 1511 года захватывает Гиссар, летом-Бухару, а в начале октября-снова Самарканд. Обращение Бабура с мнением иранцев-шиитов йоинальдшиаги вызывает недовольство у населения. 28 апреля 1512 года в битве при озере Малик Убайдулла-султан потерпел поражение от вождя шайбанидов Бабура. Осенью 1512 года Бабур встретился в Балхе с военачальником по прозвищу Наджми Сони, посланным царем Исмаилом, пересек Амударью, сначала взял крепость хузар (Гузар), затем двинулся навстречу, город сдался после длительной осады, защитники города были жестоко наказаны. 24 ноября 1512 года в битве при Гиждуване Бабур снова потерпел поражение от Шейбанидов и был вынужден вернуться в Кабул. Захват Бабура Маваруннаха лишает илинджи всякой надежды и полностью сосредотачивает свое внимание на Индии.

Завоевание Индии
К весне 1519 года Бабур приступает к осуществлению своих планов по завоеванию Индии и в течение следующих 5-6 лет организует несколько походов.

Наконец, в 1525 году Бабур начал поход в Индию с 12-тысячной армией .В апреле 1526 года Панипат разгромил стотысячную армию своего главного соперника, делийского султана Ибрагима Лоди с 12 тысячами солдат, а также захватил Дели.

Вскоре после этого второй по величине индийский полководец также одержал победу над рано санго, подчинив себе часть Северной Индии вплоть до Бенгалии.

Бабур, выбравший Агру своей столицей, начинает масштабные строительные и ландшафтные работы. Таким образом, Бабур основывает могущественную династию Бабуридов, правившую в Индии почти три с половиной века.

Получение полной информации о государстве Бабуриев

Вклад в процветание Индии
Бабур в Индии, как и в Афганистане, сделал много общественно добрых дел, оказал серьезное влияние на развитие страны. Он объединил провинции, положив конец раздробленности и разрозненности, междоусобицам, массовым убийствам, уделяя большое внимание укреплению централизованного государства и благоустройству страны, развитию науки, ремесел и земледелия. Руководил строительными работами.Он считается автором различных Газелей.

Начало творческой деятельности поэта
По собственному свидетельству, творческая деятельность Бабура как поэта началась во время его второго занятия Самарканда; „в улусе бириккирар байт айтур был“, - пишет он. В первые месяцы правления Бабура между ними по инициативе Алишера Навои начинается переписка. Примерно в эти же годы вокруг Бабура начинают собираться творцы. В частности, рубаи мусоира между Бинали, абульбаракой и Бабуром свидетельствует о бурной литературной жизни в Самарканде. В целом, как государственный деятель и полководец, большую часть времени проводивший в джунглях, даже в самый разгар своей общественной деятельности, когда его личная жизнь и государство находились в крайне сложных и опасных условиях, Бабур умел находить время для творческой работы, собирал вокруг себя людей науки, искусства и творчества, покровительствовал им, поощрял их.

Хорошо разбираясь в литературе и истории, музыке и искусстве, с большой любовью относясь к религиозным учениям, Бабур всегда был в кругу ученых-добродетелей, в частности, проявлял искреннее уважение к людям творчества, профессиям, покровительствовал им, материально и духовно поощрял их. Такое любящее отношение к людям творчества и искусства не было напрасным. Бабур был творческим по натуре. С юных лет и до конца жизни занимался плодотворной творческой работой, не переставал творить при любых обстоятельствах и обстоятельствах, в результате чего оставил значительное во всех отношениях богатое научное и литературное наследие.

Творчество
Бабур начал писать рубаи и Газели в возрасте 18-19 лет. Его рубаи, начинающиеся строфой“ я не нашел „и заканчивающиеся строфой“ я не помню", связаны с его жизнью в те годы.

Огромное художественное мастерство Бабура заключается в том, что он способен довести свои личные переживания до серьезного уровня обобщения, и в результате идеи, выдвинутые в его произведениях, поднимаются до уровня общечеловеческих ценностей. В творчестве Бабура, в частности в его поэзии, художественно анализируются душевные переживания пролитой пуповинной кровью Родины, устремления к ее земле, травянистая тоска по чужим страданиям, тоска по родине и визол илинджи, такдирские удары и жизненные переживания, плач по порокам современности.

Значительное место в творчестве Бабура занимает тема любви-любви, любви-верности, висола и хиджры. В его Газелях и рубаях, в его Курилах и маснави воспевается очаровательная красота хозяйки, непревзойденная Хусн-у-Латофат, восточные манеры, кокетливость, легкость и игривость, с большим мастерством в музыкальных и красноречивых стихах.

Точные исторические данные, указывающие на дату, когда Бабур собрал поэзию УЗ и сделал ее девонской, неизвестны. Но в главе“Бабурнома", посвященной повествованию о событиях 1518-1519 годов, говорится о том, что Бабур отправил Девона из Кабула в Самарканд. Таким образом, в эти годы его Девон был упорядочен, и этот Девон также распространился на Мавераннахр.

В настоящее время идентифицировано 119 его Газелей, одно стихотворение масну, 209 рубаи, более 10 кур и континентов, более 50 проблем и более 60 личностей. Devoni также содержит 8 массивов общим размером 270 байт.

Произведение " мубайин“
Во время своих походов в Индию в 1521 году Бабур создал „мубайин“. Эта работа, написанная в стиле маснави, посвященная исламской юриспруденции и догматам шариата, также содержит интересную информацию о социально-экономической жизни того времени, касающуюся Мавараннаха и Индии. В „мубайине“, предназначенном в качестве программы-Амаль для наследного принца Хумаюна и Мирзы комрона, в то же время изложены шариатские критерии в отношении молитвы, закята и паломничества. В эти годы Бабур заканчивает свой научный трактат об одном из главных вопросов восточной поэзии-арузе, его теории и практике. Свою творческую работу над шедевром „бабурнома“, сделавшим имя Бабура всемирно известным, он начал в 1518-1519 годах.

В дополнение к вышеупомянутым работам Бабура, „Хатт бабури“ также содержал ряд трактатов, специально посвященных музыкальному искусству и военным делам, но текст двух последующих работ до сих пор не найден. В "Хатт бабури" автор отредактировал арабский алфавит, адаптировав его к критериям тюркского языка и произношения, чтобы упростить и облегчить письмо.

Отравление Бабуром
21 декабря 1526 года Бабур был убит. Мать истребленного Господа Авраама вступает в сговор с поварами и добавляет яд в его еду. Поэтому, будь то осложнения или последствия многолетней напряженной и бескровной жизни, в любом случае в последующие годы Бабур часто болел.

Когда Бабур снова заболевает в октябре 1527 года, он чувствует, что его жизнь подходит к концу. Тогда Бабур, желая спасения от Духа Ходжи Ахрара Вали, в которого он вложил свою веру, охотно переводит его стихотворение „волидия“, написанное в прозе. Это 243-страничное произведение, в котором проявляется талант Бабура как опытного переводчика, было завершено в очень короткие сроки с большим творческим вдохновением. По собственному признанию Бабура, окончание перевода все еще полностью исправлено. В эти годы он продолжал работать над сезонами“ Бабурномы „, создавая новые-новые Газели-рубаи, по его собственному выражению, устраивая“ келгали айткан аш'АР в Индию „, а также перевод“ Волидия „, образец с надписью“ хатти бабури " и отправляя континенты в Мавераннахр и Афганистан, Хумаюн, Ходжа Калон, Хиндол и отправляет другим. Его знаменитое письмо хумаюну Мирзе, в котором анализируются социально-этические вопросы, также было одной из ярких сторон творческой деятельности Бабура.

Бабур, который незадолго до этого передал царство Хумаюну, умер в возрасте 47 лет в Агре, столице основанного им королевства, и был там похоронен, а позже (1539 г.), согласно его завещанию, Хоки был доставлен в Кабул и помещен в построенный им „сад Бабура“.

Дети Бабура
Дочь Бабура Гульбадан Бегим (1522, Кабул -1603, Дели)-единственная женщина-историк из Центральной Азии, выросшая в Средние века. Фахринисобегим (1502-1502), Хумаюн (1508-1556), Мехр Джаханбегим, Ишан ад-Давлетбегим, Барбул Мирза (1518-1521), Фарук Мирза (1526-1527), гул Баргбегим, Масума Султанбегим, Камран Мирза (1509-1557), Гуль изарбегим, Мухаммад Аскари Мирза (1517-1554), султан Ахмад Мирза (1517-1525), Шахрух Мирза (1522-1527), гуль Рангбегим (1511/1515 – после 1534), гульчерабегим (1515/1517-1557), Абу Насер Мухаммад хиндол Мирза (1519-1551), Алур Мирза (1524-1529).

Изучение Бабура в годы независимости
Бабур обрел настоящее достоинство на своей земле после обретения Узбекистаном независимости. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан в 1993 году торжественно отмечалось 510-летие со дня рождения Бабура. В Андижане есть театр имени Бабура, библиотека, Национальный парк („Сад Бабура“). В комплексе национального парка Бабур возведен музей „Бабур и мировая культура“, символическая усыпальница поэта. В центре города (Автор Равшан Миртожиев) и в Мемориальном комплексе в парке Бабур (автор Кадыржан Салахиддинов) установлен памятник поэту. Именем Бабура названа одна из центральных улиц Андижана, а также парк и улица в Ташкенте, Андижанская область, город Ханабад. Учреждена медаль имени Бабура академии наук Узбекистана. Первым обладателем этой медали стал ученый-востоковед Убайдулла Каримов.

Изучение творчества Бабура
Изучение творчества Бабура было начато в 1958 году. В этом году в Ташкенте была организована большая научная конференция. Шараф Рашидов уделял особое внимание изучению творчества Бабура. Были опубликованы работы Бабура и Хамид Сулейманов импортировал и опубликовал копии миниатюр Бабура из-за границы.

Востоковед Сабахат Азимжанова защитила докторскую диссертацию о жизни и истории Бабура и опубликовала фундаментальную монографию.

Бабур был не только великим полководцем, царем, но и великим поэтом. О Бабуре узбекский народный писатель Пиримкул Кадыров написал произведение“звездные ночи". Эта работа охватывает именно события Бабура от его юности до самой смерти.

Международный фонд Бабура (23 декабря 1993 г.), возглавляемый Андижанским ученым-натуралистом закиржоном машрабовым, проделал большую работу по изучению творчества Бабура. Научная экспедиция фонда совершила научные поездки на автомобиле по более чем 10 странам Востока, преодолела более 200 тыс. км, собрала новые сведения о памятниках Бабура и бабурианцев, их научном наследии и внедрила их в научный обиход. На основе этих данных создано более 10 научных, документальных, художественных произведений (З. Машрабов, С. Шокаримов: "Бабур сквозь века“; С. Джалилов:“ Ферганская держава Бабура „,“ Бабур и Андижан „; Камчибек-младший:“ индийская сорига"; Х. Султанов: „сны Бабура“, „Бабуринома“; р. Шамсуддинов:“ по следам бабуриев", "династия бабуриев"; т. Устав: "три слова"), около 10 документальных, видеофильмов (Ф. Расулов:“ по следам Бабура „,“ святые места"; т. Рузиев:“ салями Бабур „,“ Международная научная экспедиция имени Бабура"; т. Хамидов: "гордость"). Фонд имеет отделения в городах Лохур (Пакистан), Хайдарабад (Индия), Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), Москва (РФ), Ош (Кыргызстан), Ташкент, Наманган (Узбекистан). 1998 г. международная премия Фонда в области бабуроведения впервые вручена Пиримкулу Кадырову, Сабохату Азимжановой, Гайбулле Ас-саламу, Нематилле Отажоновой, Хайриддину Султанову, Эйже Мано (Япония), Мухаммадали Абдукундузову, Максуду Юнусову, Шафике яркому (Афганистан), Адамжону Туктасинову, дано Равшану миртожиеву, Маджиду Турсунову, рахманжану Азимову, мухаммаджану Мирзаеву.

Видео о захириддине Мухаммеде Бабуре:

Династия Бабуридов положила конец интерпретации как Монгольская империя.

"Захириддин Мухаммад Бабур. Документальный фильм" по следам тигра "(из серии" сердце народа")

Захириддин Мухаммад Бабур

О жизни и творчестве Захириддина Мухаммеда Бабура

Знаете ли вы, что в Ташкенте есть род Бабуриев?

Государство Бабуриев

Работы Захириддина Мухаммада Бабура:

Zahiriddin Muhammad Bobur. Boburnoma (akademik nashr)

Zahiriddin Muhammad Bobur. Boburnoma (tabdil)

Zahiriddin Muhammad Bobur. Tanlangan asarlar (1976)

Zahiriddin Muhammad Bobur. Nazm durdonalari (1996)

Zahiriddin Muhammad Bobur. Mubayyin

Zahiriddin Muhammad Bobur. Mahrami asror topmadim

Zahiriddin Muhammad Bobur. Kitobus-salot

Zahiriddin Muhammad Bobur. Kitobul haj

Zahiriddin Muhammad Bobur. G'azallar, ruboiylar

Zahiriddin Muhammad Bobur. E'tiqodiyya

Zahiriddin Muhammad Bobur. Devon (1994)

Zahiriddin Muhammad Bobur Devoni (2004)

Bobur sheriyatidan na'munalar

 

Великая династия бабуриев, карта государства

Ясол (боевой порядок) армии Захириддина Мухаммеда Бабура

Битва при Панипате — 21 апреля 1526 г.

Text to speech